Уже много раз я приезжаю в Турцию, но каждый раз открываю для себя эту
страну заново. На этот раз я решила съездить в Сиде. Это маленький
курортный городок никого не оставит равнодушным.
Немного истории.
Сиде был известен еще в античные времена. История Сиде ведет свое начало
с 7 века до н.э., с момента основания его древнегреческими колонистами.
Со временем город превратился в крупный торговый центр. Выгодное
положение и плодородная почва привлекали многих завоевателей древности.
Город менял своих хозяев. Ликийцы, персы, Александр Великий, Птоломеи и
Селевкиды.
Здесь в 5 веке до нашей эры уже чеканили свои монеты. В 334 году до н.э.
Сиде оказался под владычеством Александра Македонского. В 1 веке нашей
эры, после захвата города пиратами, он становится центром работорговли в
Южном Средиземноморье. Здесь находился самый большой невольничий рынок
древнего мира, знаменитый самыми красивыми рабынями, за которыми купцы
приезжали со всего света.
Сиде достиг пика расцвета во 2 веке н. э., в период римского
владычества. Это был крупный греко-римский город и порт, центр культуры
и искусства. К этому времени относится создание известных памятников
архитектуры и уникальных творений скульпторов, многие из которых
сохранились до наших дней. Это античный театр, вмещавший до 20 тысяч
зрителей, храмы Афины и Аполлона, Некрополь, римские термы (в настоящее
время здесь находится археологический музей), агора — бывший невольничий
рынок. В VII в. арабы захватили этот регион, и в 9 веке н. э. город
постепенно утратил свое значение.
В 10 веке жители были вынуждены покинуть Сиде, и наступил полный закат
былого величия. Греческие мусульмане с Крита построили недалеко от
древнего города рыбацкую деревню и назвали ее Селимийе Кейю, деревня
Селима. В настоящее время она является одним из крупнейших туристических
центров Средиземноморья Турции.
Говорят, что символ Турции - это тюльпан, но для меня - это цветущие
дикие маки. Эти неприхотливые цветы растут везде - на античных
развалинах и в горах, на крутых каменистых склонах и на горных лужайках.
Открытые и доверчивые, как улыбка ребенка, я собираю их и ставлю в вазу
у себя в номере. Просыпаясь, слышу шум моря за окном, открываю глаза и
вижу алые маки!
В мае в Турции цветет все - я впервые увидела здесь цветущую жимолость,
цветки которой в 5-6 раз крупнее наших скромных цветочков!
В старой части города (античном Сиде) вы
сможете увидеть остатки амфитеатра и храм Аполлона. Античность и
современность тесно переплелись в этом месте. Идя по улицам
города, тут и там видишь живописные развалины. Легкий ветерок
тихо колышет ветви пиний и навевает мысль о бренности всего
земного...
Тенистые улочки незаметно приведут вас в старый
город.
Выдержки из истории Сиде (википедия)
Город находился в постоянной опасности, и был окружен
крепостными стенами как со стороны моря, так и суши. Несмотря на
частые землетрясения, крепостные стены и башни, со стороны суши
сохранены в хорошем состоянии. Хуже сохранились крепостные стены
со стороны моря. Ворота у восточных стен служили входными
воротами. Рядом с центральными воротами эллинистического периода
построено по башне, а ворота выходят на площадь в форме буквы U.
Пройдя через площадь, и минуя ее, был выход в город. Вторые,
меньшие ворота, дошедшие до нашего времени относятся также к
эллинистическому периоду, однако эти ворота имеют квадратные
башенки и квадратной формы площадь. Главный проспект, который
начинается от входа в эти ворота поведет вас по всему
полуострову до самого западного его конца.
У главных ворот и за пределами крепостных стен находились три
ниши монументального источника, великолепнейший фасад, а перед
ним бассейн для воды. Вода выливалась из специальных отверстий
из воды на нишах.
О величайшей красоте Сиде, говорит то, что здесь насчитывалось
более чем несколько агор. Сегодня, перед музеем находится агора
с портиком, а позади нее выстроен торговый ряд. Общественные
туалеты Агоры были расположены в одной из ее уголков. Здания
туалетов были размещены в одном из крытых, украшенных зданий.
Эти туалеты дошли до нашего времени в довольно хорошем состоянии
и считаются лучшими среди сохранившихся зданий Анатолии. В общей
сложности под 24 туалетами проходит канализационное оснащение, а
также имеются каналы с чистой водой. В центре агоры находится
храм богини плодородия. До нашего времени дошло лишь основание
храма. Вокруг храма выстроены 12 колонн. Эта агора была окружена
колоннами в ионическом стиле и была связана со второй
Государственной агорой. Здесь же находился рынок по торговле
рабами, а высокая платформа агоры использовалась для
демонстрации рабов перед их продажей. За восточным портиком,
находится роскошное строение из трёх частей, которое
предположительно было либо дворцом, либо библиотекой. Строение
было двухэтажным и было разукрашено скульптурами.
Театр в Сиде был построен во 2 в. на эллинистическую основу.
Площадь на которой построен театр, исключая косогор,
представляет собой ровную площадку и театр, как и все греческие
театры находился у подножия этого косогора, однако, чтобы
поддержать верхние ряды имелось нижнее основание со сводами.
Этот театр является самым большим театром всей Памфилии и
вмещает 18 000 зрителей. Полуокружности зрительских мест
составляет 58 рядов, и в свою очередь разделяется на диазому и
две равные части. Вход в театр производился через крытые галереи
и по лестничным площадкам. Орхестра носит полукруглую форму, а
затем уже окружен высокой стеной. Порой, основание оснащалось
водонепроницаемым материалом, после чего эта часть орхестры
наполнялась водой и использовалась в сценах морских битв и
других подобных сцен. На этой сцене устраивались также бои
гладиаторов с хищниками, либо в целях развлечений рабы бросались
на съедение хищным животным. Здание сцены длиной в 63 м, было
построено в два этажа, которое возвышалось на небольшом
постаменте. В V и VI вв. театр использовался в качестве церкви.
На юге полуострова возвышались два храма. Оба храма были
построены исключительно из мрамора, в коринфском стиле.
Предполагалось, что, один из храмов, принадлежал богине Афине,
другой Аполлону (II в.). Рядом ещё был храм Мена — анатолийского
бога Луны. Неподалеку от театра обнаружены следы другого храма и
предполагается, что принадлежал Дионису.
В Сиде функционировало три бани, а одна из самых больших
находилась прямо на проспекте с колоннами. Здание бани, довольно
хорошо сохранившееся до нашего времени, имеет размеры 40 Х 50 м.
Сегодняшнее здание музея, ранее было баней агоры. Баня,
построенная на рынке рабов состояла из пяти помещений, и это
византийское строение датировалось V в. Отопительная система
бани находилась под мраморным покрытием. Строение перед баней
служило для горожан местом для проведения гимнастических
упражнений.
Акведук, который обеспечивал население Сиде был удивительным
строением и тянулся на расстояние 35 км. Вода, которая поступала
в город проходила под двухэтажным акведуком, а порой через
каналы в скалах, а затем через туннели со сводами, продалжая
свой путь через долину и наконец вливалась в водоёмы, где ее и
собирали.
Рядом с триумфальной аркой в честь Веспасиана находится
монументальный источник. В нишах источника были выставлены
скульптуры императора и других государственных деятелей.
Датированная 74 г. надпись показала, что источник построен в
честь императора и его сына Тита.
За пределами городских стен находится большое количество
некрополей. Здесь, расположены различного типа могилы и гробницы
— памятники в форме храмов, либо скромные, без рельефов
саркофаги. В западном некрополе находится памятник-могила, на
ступенчатом пьедестале, напоминающем храм с колоннами. Мраморные
саркофаги находятся в нишах монументальных мавзолеев.
Остатки торговых рядов в античном Сиде.
Пройдя через античные торговые ряды незаметно приходим к современной
торговой части города. Узкие улочки, как ручейки, сбегаются к порту. Все
первые этажи заняты лавками с сувенирами, здесь вы подберете себе
подарки на любой вкус и кошелек. Специи, шкатулочки в восточном стиле,
бижутерия, фонарики, керамика - никто не уйдет без покупок! Лавки
открываются в 10-11 утра, когда сонные продавцы, позевывая, открывают
ставни, и работают до поздней ночи.
Прямо на улице можно увидеть как ткутся ковры. Сотканный вручную
турецкий ковер - это произведение искусства. Перед глазами мастерицы
лежит рисунок-схема, где по клеточкам нарисован орнамент будущего ковра.
А тенистая набережная утопает в цветах. Здесь и
разноцветная герань, и ромашки, и розы, и амарилисы, выращенные с такой
любовью и теплом! Ну как не остановиться и не посидеть в таком вот
уютном кафе с видом на море?
По набережной можно пройти вдоль всей бухты, а
неутомимые путешественники всегда найдут интересные местечки и ракурсы для
съемки.
Храм Аполлона - весь пронизан солнцем, взмывает в синее небо!
Бродя по улочкам старого города, наткнулась на магазин
самоцветов и не смогла пройти мимо. Чего тут только нет! Прямо у входа - распил
аметистовой друзы в базальте, на прилавках россыпи изделий из преламутра,
коралла, бирюзы, малахита, оникса, тигрового глаза, нежнейшего кварца, распилы
агата и сердоликовые бляшки! Малахитовая шкатулка отдыхает! Надо всем этим
великолепием висит изящная морская раковина, как самое совершенное из всех
творений!
Как тут не вспомнить "Суламифь" Куприна?
"Соломон любил украшать свою возлюбленную драгоценностями. «Как стройны твои
маленькие ноги в сандалиях!» — восклицал он с восторгом, и, становясь перед нею
на колени, целовал поочередно пальцы на ее ногах, и нанизывал на них кольца с
такими прекрасными и редкими камнями, каких не было даже на эфоде
первосвященника. Суламифь заслушивалась его, когда он рассказывал ей о
внутренней природе камней, о их волшебных свойствах и таинственных значениях.
— Вот анфракс, священный камень земли Офир, — говорил царь. — Он горяч и влажен.
Погляди, он красен, как кровь, как вечерняя заря, как распустившийся цвет
граната, как густое вино из виноградников энгедских, как твои губы, моя Суламифь,
как твои губы утром, после ночи любви. Это камень любви, гнева и крови. На руке
человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее
и горит красным пламенем. Надень его на руку, моя возлюбленная, и ты увидишь,
как он загорится. Если его растолочь в порошок и принимать с водой, он дает
румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть
над людьми. Он врачует сердце, мозг и память. Но при детях не следует его
носить, потому что он будит вокруг себя любовные страсти.
Вот прозрачный камень цвета медной яри. В стране эфиопов, где он добывается, его
называют Мгнадис-Фза. Мне подарил его отец моей жены, царицы Астис, египетский
фараон Суссаким, которому этот камень достался от пленного царя. Ты видишь — он
некрасив, но цепа его неисчислима, потому что только четыре человека на земле
владеют камнем Мгнадис-Фза. Он обладает необыкновенным качеством притягивать к
себе серебро, точно жадный и сребролюбивый человек. Я тебе его дарю, моя
возлюбленная, потому что ты бескорыстна.
Посмотри, Суламифь, на эти сапфиры. Одни из них похожи цветом на васильки в
пшенице, другие на осеннее небо, иные на море в ясную погоду. Это камень
девственности — холодный и чистый. Во время далеких и тяжелых путешествий его
кладут в рот для утоления жажды. Он также излечивает проказу и всякие злые
наросты. Он дает ясность мыслям. Жрецы Юпитера в Риме носят его на указательном
пальце.
Царь всех камней — камень Шамир. Греки называют его Адамас, что значит —
неодолимый. Он крепче всех веществ на свете и остается невредимым в самом
сильном огне. Это свет солнца, сгустившийся в земле и охлажденный временем.
Полюбуйся, Суламифь, он играет всеми цветами, но сам остается прозрачным, точно
капля воды. Он сияет в темноте ночи, но даже днем теряет свой свет на руке
убийцы. Шамир привязывают к руке женщины, которая мучится тяжелыми родами, и его
также надевают воины на левую руку, отправляясь в бой. Тот, кто носит Шамир, —
угоден царям и не боится злых духов. Шамир сгоняет пестрый цвет с лица, очищает
дыхание, дает спокойный сон лунатикам и отпотевает от близкого соседства с ядом.
Камни Шамир бывают мужские и женские; зарытые глубоко в землю, они способны
размножаться.
Лунный камень, бледный и кроткий, как сияние луны, — это камень магов халдейских
и вавилонских. Перед прорицаниями они кладут его под язык, и он сообщает им дар
видеть будущее. Он имеет странную связь с луною, потому что в новолуние холодеет
и сияет ярче. Он благоприятен для женщины в тот год, когда она из ребенка
становится девушкой.
Это кольцо с смарагдом ты носи постоянно, возлюбленная, потому что смарагд —
любимый камень Соломона, царя Израильского. Он зелен, чист, весел и нежен, как
трава весенняя, и когда смотришь на него долго, то светлеет сердце; если
поглядеть на него с утра, то весь день будет для тебя легким. У тебя над ночным
ложем я повешу смарагд, прекрасная моя: пусть он отгоняет от тебя дурные сны,
утешает биение сердца и отводит черные мысли. Кто носит смарагд, к тому не
приближаются змеи и скорпионы; если же держать смарагд перед глазами змеи, то
польется из них вода и будет литься до тех пор, пока она не ослепнет. Толченый
смарагд дают отравленному ядом человеку вместе с горячим верблюжьим молоком,
чтобы вышел яд испариной; смешанный с розовым маслом, смарагд врачует укусы
ядовитых гадов, а растертый с шафраном и приложенный к больным глазам, исцеляет
куриную слепоту. Помогает он еще от кровавого поноса и при черном кашле, который
не излечим никакими средствами человеческими.
Дарил также царь своей возлюбленной ливийские аметисты, похожие цветом на ранние
фиалки, распускающиеся в лесах у подножия Ливийских гор, — аметисты, обладавшие
чудесной способностью обуздывать ветер, смягчать злобу, предохранять от
опьянения и помогать при ловле диких зверей; персепольскую бирюзу, которая
приносит счастье в любви, прекращает, ссору супругов, отводит царский гнев и
благоприятствует при укрощении и продаже лошадей; и кошачий глаз — оберегающий
имущество, разум и здоровье своего владельца; и бледный, сине-зеленый, как
морская вода у берега, вериллий — средство от бельма и проказы, добрый спутник
странников; и разноцветный агат — носящий его не боится козней врагов и избегает
опасности быть раздавленным во время землетрясения; и нефрит, почечный камень,
отстраняющий удары молнии; и яблочно-зеленый, мутно-прозрачный опихий — сторож
хозяина от огня и сумасшествия; и яспис, заставляющий дрожать зверей; и черный
ласточкин камень, дающий красноречие; и уважаемый беременными женщинами орлиный
камень, который орлы кладут в свои гнезда, когда приходит пора вылупляться их
птенцам; и заберзат из Офира, сияющий, как маленькие солнца; и желто-золотистый
хрисолит — друг торговцев и воров; и сардоникс, любимый царями и царицами; и
малиновый лигирий: его находят, как известно, в желудке рыси, зрение которой так
остро, что она видит сквозь стены, — поэтому и носящие лигирий отличаются
зоркостью глаз, — кроме того, он останавливает кровотечение из носу и заживляет
всякие раны, исключая ран, нанесенных камнем и железом."
А узкая улочка бежит дальше и ведет нас вглубь старого
города. Здесь в лавочках можно найти изумительную керамику с ручной росписью!
Красивые и недорогие сувениры будут долго потом напоминать вам об этой поездке.
Если погода не радует или вы устали от солнца, можно
съездить в ближайший городок - Монавгат и побывать на настоящем восточном
базаре! Здесь каждый найдет себе что-то по душе, выбор большой и можно
торговаться, снижая первоначальную цену вдвое или втрое.
Если символом Антальи считается апельсин, то символ Сиде - это гранат. В
окрестностях Сиде выращивают более 27 сортов граната!
Набрели на свадебный салон и не смогли пройти мимо! В
покрое платьев явно прослеживается морская тематика, а пышные юбки напоминают
морской прибой.
На то он и восточный базар, здесь можно купить все. От
турецких фесок с кисточками до современных маек. Национальный колорит будет во
всем!
Куда поехать и
что посмотреть.
Экскурсия
"Green Canyon" - это увлекательная
поездка по горному озеру с минеральными источниками, рыбалка и купание,
обед на берегу озера и посещение дамбы.
Проезжаем национальный парк и видим хорошо сохранившийся акведук, по
которому вода с гор поступала в город.
Далее садимся на яхту и плывем по озеру, любуясь
местными красотами и не забывая делать фотоснимки на память.
Тут и там встречаются островки, поросшие соснами и
кустарниками. А слева и справа вздымаются отвесные каменистые склоны
каньона. Вода в озере имеет зеленоватый оттенок, то ли из-за составав
воды, то ли из-за отражающихся деревьев, откуда и появилось название
"Зеленый каньон".
И на камнях растут деревья... Просто поразительно, как
на голых камнях, на отвесных склонах умудрились вырасти эти сосны! А вот и один
из источников, питающих горное озеро.
На первой же остановке желающим раздадут рыболовные
снасти и предложат попробовать свои силы в лове форели. В качестве наживки
предлагают использовать хлеб. Забегая вперед, скажу, что двум счастливцам
удалось поймать форельку с ладошку величиной. Фотографировался с этими рыбешками
почти весь наличный состав. А те, кого рыбная ловля не трогает за душу,
наслаждались удивительным покоем и безмятежным купанием.
Следующая стоянка - в ресторанчике на берегу озера. Вам предложат на выбор куриу
или рыбку (свежепойманную форель) и вы наслаждаетесь обедом с видом на озеро.
Вас ждет вот такая рыбка
После обеда можно порыться на местных развалах и купить себе сувенир-украшение
на память о поездке.
После обеда прогулка по озеру продолжается. Не устаешь
любоваться первозданной красотой этих мест!
А фото не передают всей красоты этих мест! Это нужно
видеть своими глазами, незабываемо!!!
Заканчивается наша экскурсия посещением дамбы.
Ночной Сиде.
Когда садится солнце и стихает шум толпы, пройдитесь по набережной
старого Сиде, поднимитесь к храму Аполлона и прислушайтесь к самому
себе. Ночью все воспринимается по-другому, в ином свете. Море лениво
качает яхты в порту, скрипят снасти и мерцают отражения огоньков с
набережной...
Стамбул.
"Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нём.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем."
Сергей Есенин
История Стамбула.
Стамбул пережил свой «золотой век» в 527 — 565 гг. Город с
полумиллионным населением превратился в самый роскошный и могущественный
мегаполис эпохи.
Стамбул — столица Нового Рима — Византии, а затем и Османской Империи на
протяжении более чем 1600 лет. 120 кайзеров и императоров правили
городом в разное время. Корни города уходят глубоко в темные лабиринты
мифологии.
«Страна Слепых» — так назвал азиатский берег мегарский вождь Визант, ибо
только слепые, по его мнению, не могли оценить всех преимуществ
европейской части побережья Босфора. Здесь же, в 667 году до нашей эры,
в местечке Калхедон, что на противоположном берегу от современного
Кадыкёя, он и основал колонию Византии.
Город быстро превратился в важный торговый центр и через сто лет был
завоеван персами. После освобождения города от персов, Спарта и Афины
предпринимали периодические набеги на Византий, носивший стратегический
характер в черноморской торговле древних греков. В период гражданской
войны в Древней Греции, город был осажден македонским царем Филиппом II.
Осада длилась три года, однако, Византий так и не пал. Не удалось
завоевать город и Александру Македонскому. В 196 году Византии был
завоеван Септимием Севером и стал частью Римской Империи. В 330 году
император Константин переименовал город в свою честь и провозгласил его
новой столицей Римской Империи. Константин заполнил его бронзовыми и
мраморными скульптурами, работы известных мастеров, собранными со всех
концов Империи. За короткий промежуток времени город вырос почти в пять
раз. Были возведены городские площади, построены новые дороги. Однако,
почти ничего из построек тех лет не осталось на сегодняшний день.
Наиболее известными произведениями того времени, сохранившимися и по сей
день, являются площадь Ипподром, строительство которой было начато еще в
320 году по приказу Римского Императора Септима Севера, обелиск
Константина (Чемберлиташ) и Змеиная колонна.Городские стены Теодосия,
возведенные в первой половине V века, определяли границы города вплоть
до XX века. Константинополь, ставший столицей Нового Рима, пережил свой
«золотой век» во время правления Юстиниана (527-565 гг.)
После подавления знаменитого восстания «Ника», когда в ходе уличных боев
погибло более 30 тысяч человек, Юстиниан добился того, что
Константинополь с его 500 тысячным населением стал самым могущественным
и роскошным городом той эпохи.
Римская, Элленическая и Восточная культуры тесно переплелись, образую
симбиоз, который свойственен лишь Константинополю. Малая Айя — София,
церковь Св. Ирины, Цистерна Базилики и 1001 колонна — памятники,
повествующие о могуществе и роскоши того времени. Однако, безусловно
самым главным архитектурным памятником Византийской эпохи является храм
Айя — София или Св. София. Немотря на внутренние междуусобицы и угрозу
быстро распостраняющегося Ислама, Константинополь, вплоть до XIII века,
оставался одним из главных торговых центров Средневековья. Именно это
обстоятельство и послужило поводом ко множеству убийств и интриг в
борьбе за власть.
После поражения Византийской армии под Малазгиртом в 1071 году Малая
Азия была завоевана Сельджуками. Это был первый звонок, возвещающий о
приближающемся крахе Нового Рима.
В 1204 году Константинополь подвергся самому страшному грабежу в своей
истории. Армия крестоносцев 4 Крестового похода под предводительством
Венецианца Энрико Дандоло, миновав укрепительные редуты и бухту Золотого
Рога, вошла в город. Грабеж длился 58 дней. Многие произведения
искусства были вывезены. Это был конец великого города Константина и
Юстиниана.После непродолжительного правления крестоносцев в 1261 году,
город пережил свое второе рождение. Великолепные образцы мозаики и
фрески в Карие и мечети Фетхие напоминают о том времени и по сей день.
В 1354 году Османы миновав пролив Дарданеллы, впервые ступили на
европейскую землю в Гелиболу. В1361 году столица Османского государства
была перенесена из Бурсы в Эдирне. К началу XV века христианский
Константинополь, далекий от своего былого могущества, был лишь маленьким
островком в безбрежном мусульманском море окружающем его, В 1452 году,
за очень короткий срок, была построена крепость Румелихисар. Таким
образом, была прервана последняя нить, связывающая Константинополь с
Черным морем. Торговля была прекращена — капкан для Византии
захлопнулся. Европа, перед лицом происходившего, бездействовала. 29 мая
1453 года янычары Мехмеда Завоевателя вошли в павший после долгой осады
город. Самый славный Османский султан, со слов биографа «человек,
открывший новую эпоху», видел себя новым правителем мира, новым героем
эпосов о подвигах, каковым тогда являлся Александр Македонский. Он
провозгласил Константинополь столицей Османского государства и
переименовал его в «Истанбул», что в переводе с греческого «ис тин полин»
означает «в город».
После падения Османской Империи, в конце Первой Мировой войны, Стамбул
был оккупирован союзническими войсками. Освободительная война, начатая
под предводительством Мустафы Кемаля Ататюрка принесла стране полную
независимость. Ататюрк - видный государственный деятель, реформатор и
один из величайших политиков XX века, смог кардинально изменить жизнь
своего народа, что не удалось никому из его современников. Он явился
инициатором культурной революции, в полном понимании этого слова.
Ататюрку удалось совместить традиционный тюркский образ жизни с
западным, на гораздо более глубоком уровне, чем может показаться со
стороны. В 1923 году Турция была провозглашена Республикой со столицей в
Анкаре. Стамбул же остался не только самым большим городом в стране, но
и самым особым для турецкой нации. Как сказал один известный поэт в
Турции: «Лучшее, что есть в Анкаре — это обратный путь в Стамбул».
Быть в Турции и не побывать в Стамбуле? Соберитесь с духом и посмотрите
своими глазами на это восьмое чудо света! Экскурсия начинается в 3 часа
ночи и заканчивается через 24 часа. Авиаперелет из Сиде в Стамбул (около
40 минут) и вот вы уже в столице. Едем из аэропорта, из азиатской части
Стамбула в европейскую его часть, пересекаем Босфор и в скором времени
подъезжаем к Айя Софии.
Мечеть Айя-София
В прошлом главная церковь восточного христианства, Софийский собор после
захвата Константинополя турками-османами в 1453 году был превращен в мечеть.
По преданию, султан Мехмед Фатих (Завоеватель) был настолько поражен
красотой и величием церкви, что не решился ее уничтожать (подобная судьба
постигла тогда многие константинопольские храмы). В IV–VI веках на этом
месте находилась другая церковь с тем же названием, сожженная в 532 году. В
то время на престоле находился самый знаменитый правитель в истории
Византийской империи — Юстиниан I Великий. Именно по его приказу началось
строительство нового собора, продолжавшееся 5 лет вплоть до 537 года.
Руководили самой масштабной стройкой той эпохи два выдающихся архитектора —
Исидор из Милета и Анфемиос из Траллеса. Нужные стройматериалы, колонны и
камни, были привезены из различных византийских областей, а также
демонтированы из других церквей империи. Десять тысяч простых рабочих и
сотни мастеров трудились над постройкой храма, продолжавшейся 5 лет.
Айя-София была торжественно открыта 27 декабря 537 года. Более тысячи лет
Софийский собор был крупнейшей церковью всего христианского мира. В 1204
году Константинополь был разграблен во время 4-го Крестового похода, а
Софийский собор утратил много драгоценных священных христианских реликвий,
некоторые из которых сегодня хранятся в соборе Сан-Марко в Венеции.
Элементы раскопок во внутреннем дворике мечети.
Софийские минареты
Внутренний дворик с фонтаном для омовений
Внутри мечети
Место для султана и его семьи, скрыто от посторонних глаз ажурной решеткой
Кафедра
Алтарь (расположен посередине между направлением на Мекку для правоверных и
на Новый Иерусалим для христиан)
Купол мечети
Сосуд для масла
Голубая мечеть
(мечеть Султанахмет)
Без Голубой мечети султана Ахмета I представить Стамбул невозможно. Мечеть
расположенная прямо напротив храма Святой Софии, была построена в 1616 году
и должна была, по замыслу султана, превзойти по красоте знаменитый храм.
Расположение двух архитектурных шедевров делает площадь между ними
неповторимой. Уже почти 400 лет друг против друга стоят эти два памятника
двух таких разных, на первый взгляд, и таких схожих, на самом деле, религий,
соревнуясь в величии, красоте, а может быть, в правоте. Посетив это место,
попробуйте рассудить, а может быть, померить, хотя бы у себя, в сердце этих
двух красавиц. К тому же, у Вас будет возможность узнать многое об исламе,
который является ключом восточной философии.
Официально Голубая мечеть называется мечетью Султана Ахмеда. А своим
общеизвестным названием она обязана плиткам, по преимуществу голубым,
которые в количестве более 200 000 украшают ее внутри.
Архитектором мечети был Мехметага. Он завершил этот шедевр зодчества за семь
лет. Здание обладает всеми характерными для архитектуры мечетей признаками.
Необычно в Голубой мечети только то, что у нее шесть минаретов: четыре, как
обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах внутреннего
двора. В одной истории говорится, что султан тем самым рассердил старейшин
города паломничества, Мекки (религиозный центр ислама). Однако правдивость
этой истории очень сомнительна.
Между 1603- 1617 гг., в период властвования 14- го османского падишаха
султана Ахмеда I, была построена наиболее интересная мечеть Стамбула -
Ахмедие. Зодчим мечети был Мехмед-ага - один из учеников Синана.
Строительство этого сооружения было начато в 1609, а завершено в 1616 году.
Мечеть строилась в составе грандиозного архитектурного ансамбля, в который
вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, школы, тюрбе,
караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.
Мечеть Ахмедие по праву заняла выдающееся место в Османской архитектуре. Так
или иначе, по величине и изяществу ни одна из мечетей, построенных после
Ахмедие, не может с ней сравниться.
Зодчий мечети Ахмедие, Мехмед-ага, по прозвищу "Ювелир", до выявления
архитектурных способностей служил в янычарском полку, где руководил
сооружениями, связанными с водоснабжением и водными каналами. Место, которое
предназначалось для строительства мечети, было избрано еще в византийский
период. Этой площадью был бывший Ипподром. С целью строительства мечети на
этой площади в ходе подготовительных работ было разрушено множество построек
как византийского, так и раннего османского периода. Среди этих зданий
имеются: византийский королевский дворец, останки зрительских мест ипподрома
и множество дворцовых построек, принадлежащих высшей знати.
Одной из главнейших причин, повлиявших на выбор места для строительства этой
мечети, явилась ее близость с дворцом Топкапы. Тщательность, которая была
обязательной при выборе места для мечети, отразилась и в выборе
строительного декоративного и отделочного материалов. Керамика (21 043 шт.),
использованная в декорировании мечети, была привезена из Изникского дворца,
сотни ковров из шёлка, которыми была устлана мечеть, были сотканы дворцовыми
ткачихами, а сотни лампад, освещающих здание мечети, привезены из других
стран.
Стена в направлении "Кибла" (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы
- направление к Каабе) украшена окнами (в форме 5 рядов) витражами из
цветного стекла. Свет, излучающийся из этих оконных витражей из цветного
стекла, таинственным образом подчёркивая красоту и изящества убранства,
выдвигает его на первый план. В общей сложности, в мечети имеется 260 окон.
Стекла венецианской работы, использованные в витражах в первоначальный
период строительства мечети, к сожалению, до нашего времени не дошли.
Величина диаметра купола достигает 23,5 м. Этот громадный купол и малые
купола сферической формы, расположенные вокруг него, соединены аркадами с
центральной частью. В сооружении колонн использовался конструктивный прием,
в основу которого входило изображение подножия колонн в виде слоновой ступни
(диаметр колонн 5 м). К двум колоннам, находящимся неподалеку от входа в
мечеть, пристроены 9 источников воды с кранами, для мусульманского ритуала
омовения перед молитвой.
На михраб возведен чёрный камень, привезённый сюда из мекканской мечети в
Каабе. Рядом с михрабом находится минбер, с которого произносится проповедь
для мусульманских прихожан. Махфиль для муэдзина является редкой копией
махфиля мекканской мечети. Древние надписи, украсившие большие и малые
купола, обрамления колонн и стены, искусно исполнены мастером Сеидом Касымом
Бибари из Диярбакыра, а также использованы изречения пророка Мухаммеда и
суры из Корана.
Возвышение Михраб, минбар, махфиль хюнкара (предназначенное для правителя
огороженное решеткой) и камень с прожилками красного, жёлтого и чёрного
цветов, использованный по краям оксн, белый мрамор, вывезенный из "Мармара
Адасы",- являются редчайшими шедеврами, исполненными словно рукой ювелира.
Мастера художественной обработки по турецкому перламутру декорировали двери
и обрамления окон в самобытном стиле и вкусе. В мавзолее с портиком,
расположенным на северо-востоке мечети, который был построен сыном Султана
Ахмеда I, Османом II, рядом с усыпальницей Султана Ахмеда I, имеются могилы
Османа II и Мурада IV. В этой же усыпальнице - могила горячо любимой супруги
Ахмеда I - Султанши Кёсем Махпейкер. В мавзолее имеется еще 32 могилы,
принадлежащие падишахской семье. До XIX столетия Ахмедие являлось местом
отправки паломников в святыню Хадж.
Внутри Голубая мечеть - особенно по контрасту с Софией - несколько скучна и
кажется меньше, чем есть на самом деле. Ее туристическое название также не
очень оправдывается: голубого внутри не особенно много - только изразцы
вокруг окон и на галереях.
Внутрь можно попасть через большой парадный двор, но в пик летнего сезона
этот путь часто закрывается для всех, кроме верующих, а туристам приходится
пользоваться южными дверями (откуда надо долго-долго идти гуськом по
длинной-длинной галерее, держа в руках собственные ботинки). За дверями -
вечные толпы народу; если вы хотите осмотреть Голубую мечеть подробно, сюда
(как и в Софию) лучше приходить пораньше с утра.
Выход из мечети - в северо-восточном углу (со стороны площади). По дороге
туда - в покоях, где некогда отдыхал после молитвы султан, - сейчас
небольшой Музей ковров (Vakiflar Hali Muzesi), отрада любителя ковров.
Вход в Голубую мечеть (мечеть открыта для
посещений в часы, когда там не идет служба)
Внутренний двор
Фонтан для омовений
Многочисленные туристы стоят в очереди для того, чтобы осмотреть мечеть
изнутри
Внтуреннее убранство мечети - она внутри и впрямь голубая!
Высоко над головой парит купол, такой воздушный и невесомый!
Очень живописны витражи из венецианского стекла
В материалах использованы фотографии автора
Обратно
|